наш телефон: 297-56-94

Методика с использованием PowerPoint презентаций

Учитель английского языка, Апт Юлия Ефимовна

...главной своей задачей ученики считают подготовку компьютерного файла, а не успешное публичное выступление...

Введение

Выполнение творческих работ с использованием PowerPoint презентаций стало актуальным в связи с внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ученики получили дополнительные возможности для самореализации и раскрытия творческих способностей, повысилась их мотивация к изучению иностранного языка.

Однако, опыт практической работы показал, что далеко не все ученики правильно понимают цели и задачи данного вида деятельности. Например, главной своей задачей они считают подготовку компьютерного файла, а не успешное публичное выступление. Это мешает достижению хорошего результата. В настоящей статье будут изложены особенности подготовки учеников к выполнению и представлению проектов.

Творческая и проектная деятельность имеет большое значение в структуре школьной программы, так как она формирует надпредметные навыки учащихся и готовит их к послешкольному образованию. Умение выступать перед аудиторией, логично и последовательно излагать и обосновывать свои идеи является важным качеством современного молодого человека. Работа над проектами в значительной мере способствует развитию учебно-познавательной и дискурсивной компетенций учащихся.

Ниже будет изложена последовательность подготовки учеников к публичным выступлениям на основе PowerPoint презентаций.

...творчество заключается не просто в красивости, а в наличии идеи, в умении интересно и увлекательно передать эту идею окружающим...

Как объяснить ученикам, что такое «творческое задание с использование PowerPoint презентации».

В обиходной речи мы часто заменяем понятие «творческое задание с использованием PowerPoint презентации» словом «презентация». Из-за этого ученики иногда считают, что им просто нужно сделать компьютерную презентацию, и отодвигают подготовку выступления на задний план. В результате, в момент представления заданий мы получаем невнятные сообщения и сумбурный набор картинок (которые очень красивы, однако, непонятно, что они доказывают и как они соотносятся с текстом). Сам мультимедийный продукт может быть очень красивым, но ведь творчество заключается не просто в красивости, а в наличии идеи, в умении интересно и увлекательно передать эту идею окружающим.

В момент постановки задания нужно четко объяснить ученикам, что от них ожидается и убедиться, что они правильно представляют конечную цель своей работы, основные цели и задачи.

Общеобразовательные цели и задачи, которые стоят перед учениками

Главная цель – заинтересовать аудиторию своим выступлением.

Нужно сразу сказать ученикам, что в момент выставления оценки главным критерием будет «Насколько ваш рассказ был интересен и понятен окружающим».

Задачи:

  1. рассказывать выразительно,
  2. соблюдать логическую последовательность изложения,
  3. ясно и четко аргументировать основные положения своей работы,
  4. использовать видеоряд для подтверждения вербальной информации, при этом четко сохранять взаимосвязь между текстом и видео-образами,
  5. использовать свои творческие способности и создать наглядный, привлекательный мультимедийный продукт, который отражает вашу идею; он может включать PowerPoint презентацию, видео- и аудио-приложения и другие возможности информационных технологий.

Учебные цели и задачи, которые стоят перед учениками

Цель – провести исследование по заданной теме и сообщить аудитории о его результатах.

Задачи:

  1. найти нужную информацию, пользуясь всеми доступными источниками: Интернет, книги, СМИ, фильмы и т.д.,
  2. проанализировать и обработать полученную информацию, сформулировать свою идею и на ее основе составить логически-выверенное сообщение,
  3. проявить творческие способности и создать мультимедийный продукт, иллюстрирующий вашу идею,
  4. в сообщении использовать лексику по теме, соответствующую уровню владения языком для данного этапа обучения,
  5. использовать грамматические структуры и стилистику речи, подходящие для публичного выступления,
  6. аргументировать свои идеи и приводить примеры, соблюдая существующие в языке нормы и правила,
  7. использовать средства логической связи,
  8. соблюдать фонетические нормы и правила,
  9. соблюдать правила грамматики английского языка.

Учащимся нужно подробно объяснять, что их работа – это не просто компьютерная презентация. Она состоит из трех этапов, которые одинаково важны:

  1. проведение исследования и формулировка идеи,
  2. создание мультимедийного продукта и
  3. выступление перед аудиторией.

Конечной целью их деятельности является интересное, увлекательное выступление, а не простой показ слайдов, пусть даже очень красивых. Слушатели должны понимать, зачем эти картинки показываются, какую идею автор хочет подтвердить с их помощью. При подготовке к выступлению учащимся нужно старательно продумать свое сообщение, приготовиться рассказывать его интересно и выразительно.

Часто встречающиеся ошибки

Если ученикам сообщить о часто встречающихся ошибках, возможно, они не допустят их сами, и их выступление будет успешным.

  1. Ученики уделяют много времени подготовке компьютерной презентации и не успевают продумать устное сообщение. Они забывают, что интерес к их работе будет зависеть от того, как они сумеют рассказать о ней.
  2. В состав презентаций включаются тексты, подчас довольно сложные, которые докладчик пытается читать с экрана. Это ухудшает восприятие, так как прочитанный текст воспринимается намного хуже, чем ясная, выразительная речь, ориентированная на слушателя.
  3. Ученики увлекаются поиском иллюстраций и помещают в презентацию всё, что могут найти. При этом они не продумывают, как текст будет согласовываться с картинками. В результате устное сообщение звучит в отрыве от видеоряда, и слушатели теряются в догадках, что и зачем им показывают.
  4. Красивые иллюстрации не всегда скомпонованы так, чтобы, опираясь на них, можно было сделать целостное и логически-выверенное сообщение.

Как избежать ошибок

Приступая к выполнению задания, ученики должны ориентироваться на конечную цель работы. Для них она формулируется следующим образом: «Главный критерий выставления оценки – насколько ваш рассказ был интересен и понятен аудитории».

Помимо этого, учащимся сообщается три четких требования к оформлению проекта.

  1. В состав PowerPoint презентации нельзя включать тексты (кроме заголовков и дат).
  2. При рассказе нельзя пользоваться заметками – прочитанный текст никто слушать не будет. Если вам нужен план, то видеоряд – это и есть ваш план.
  3. Каждая картинка, которую вы включаете в состав презентации, должна быть прокомментирована. К ней нужно обратиться и сказать, зачем вы ее поместили, какое положение из вашего доклада она иллюстрирует.

Последнее требование оказалось исключительно важным и полезным с точки зрения процесса обучения и развития дискурсивной компетенции. Если ученики знают, что каждую иллюстрацию надо обязательно прокомментировать (иначе учитель остановит и спросит: «Зачем ты ее вставил?»), они начинают задумываться о логических связях и искать наиболее последовательный путь представления информации. Таким образом, процесс обдуманной компоновки иллюстраций развивает умение создавать структурированные, логически-выверенные сообщения, побуждает учеников серьезно заниматься структурой доклада. Им приходится решать, какая последовательность подачи информации позволит наиболее ясно и логично донести его смысл до окружающих.

Немаловажно и требование о том, что выступление должно быть рассказано, а не прочитано. На своих уроках я никогда не разрешаю ученикам выходить к доске с любыми бумажками. Сначала они обижались, а теперь привыкли – ведь, действительно, прочитанные сообщения никто не слушает. Все ученики это наглядно видят и понимают. Только живой, выразительный рассказ может увлечь аудиторию. На рисунках 1-6 видно, что все выступающие рассказывают, обращаясь к аудитории.

Заключение

Если ученики будут осознавать конечную цель своей работы и соблюдать требования к оформлению работы, они научатся выступать перед аудиторией, ясно и четко доводить свои идеи до окружающих, делать художественно-привлекательные мультимедийные продукты. Этот навык пригодится им во взрослой жизни, поможет быть успешными в современном мире.

Санкт-Петербург, Болотная ул., д. 6 На карте

Телефон: +7 (812) 297-56-94, Факс: +7 (812) 297-82-14