«Моя педагогическая философия»
Научить и душой обогреть - в этом учительской профессии суть.
"В этом мире богатыми нас делает не то,
что мы получаем, а то, что мы отдаем."
"Учитель – это не лицо, которое обучает.
Учитель – герой Духа, дарящий Свет,
Любовь, Веру, Мудрость, Знания."
Столько лет я работаю учителем, а сформулировать свою педагогическую философию коротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам.
На днях сын принес из института статуэтку пеликана, им дарили на студенческом КВНе, и я вдруг вспомнила, что пеликан у христиан является символом самоотверженной материнской любви. Он, по преданию, разрывает грудь, чтобы накормить птенцов своей кровью. В народе со временем значение кормления кровью забылось, а пеликан стал трактоваться, как символ «заботы о детях», позже стал символом педагогики. И мне подумалось, что учитель так же, как и пеликан, «вскармливает» своих учеников, отдавая то, что знает и умеет сам, затрачивая душевные силы. Эта мысль натолкнула меня на размышления о своей педагогической философии. Я думаю, что главное для меня - это вести детей в мир знаний, согревая душой, учить различать добро и зло, пробуждая эмоции, воспитывая духовно, ибо «пока душа болит, - мы люди, а не болит, что за душа».
(В. Казанцев).
Страшно, если имеет место диктат. Ведь каждый ученик, прежде всего личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления личности. «Детство - важнейший период человеческой жизни, - писал В.А.Сухомлинский в своей замечательной книге «Сердце отдаю детям»,- не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Надо встречаться с ребенком, как с другом, единомышленником, пережить с ним радость победы и горечь утраты».
Что может быть лучше для ученика, чем хороший учитель? Что может быть хуже для ученика, чем плохой учитель, случайно оказавшийся на этом месте? Нет успеха важнее, чем успех учителя. Увы, любая педагогическая оплошность обращается в ошибку. И нет ошибок, опаснее, чем учительские. Ведь мы работаем с детьми, а они в будущем никогда не вернутся в пору детства, чтобы можно было исправить ошибки. Получается, что от ошибок учителя страдают те, кто в этом абсолютно не виноват. И тут хочется сказать: «Учитель, не навреди!»
Я - учитель. И я понимаю, что нужно воспитать себя как личность, потому что, как писал К.Д.Ушинский, «только личность может воспитать личность». Вот она основа сотворчества ученика и учителя. И мне ясно: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»- эти слова В.А.Сухомлинского мне особенно близки. Учитель не сможет «питать» своих учеников, не пополняя себя, свою душу новыми знаниями, новыми силами.
Я еще не знала, через какие «тернии» мне придется пройти, когда выбирала эту профессию. Но очень быстро поняла, что главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение (скорее дар) любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их теплые объятия заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желание сделать все, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разгорались, становясь все ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед, дарить ученику радость познания, помочь ему обрести веру в себя. Я уверена, что человек, переживший радость созидания, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нем проснется желание поделиться своими добрыми чувствами с другими, проснется стремление к совершенствованию и познанию.
Я вновь и вновь вхожу в класс и вижу глаза своих учеников, следящие за мной. Они не умеют прощать равнодушие и ложь. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью за прошедшие уроки и ожиданием следующего урока. Самые любимые уроки, когда мои воспитанники сомневаются, спорят, принимают самостоятельные решения, творят.
Какие бы проблемы не были у меня дома, стоит мне перешагнуть порог школы, как я забываю о них. И нет для учителя большего счастья, чем видеть глаза детей, которые загораются при виде тебя. Как хочется верить в то, что этот огонь зажигаю я, их учитель.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь учиться, т.е. познавать мир и себя.
Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души.
Научить и душой обогреть -
в этом учительской профессии суть.
Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
Я счастлива, потому что я люблю свою работу.
Я счастлива, потому что мне доверяют.
Кто-то из моих учеников станет филологом или физиком, кто-то будет путешественником, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком.
Я очень надеюсь: кто-нибудь (хоть один) станет УЧИТЕЛЕМ! И тогда моя миссия будет выполнена.