Информационная поддержка ведения проектной деятельности (для обучающихся, учителей, родителей)
Зачем делать проекты?
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе.
Каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект и получить допуск к сдаче ОГЭ.
Победители и призёры в конкурсах проектных и исследовательских работ школьников получают дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в различные вузы страны.
Выполнение индивидуального итогового проекта для учащихся 8-9 и 10-11 классов является обязательным. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутреннего мониторинга образовательных результатов.
Чем проект отличается от исследования?
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект?
Проект всегда направлен на решение какой-нибудь значимой проблемы. Полученный практический результат называется «продуктом» и является обязательной составной частью проекта. Человек, осуществляющий проектную работу, не просто ищет и делает что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, значимый результат.
Исследование основывается на любознательности, и его результатом являются новые знания. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины».
В упрощённой форме отличие проектной и исследовательской деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет.
Проектно-исследовательская работа – работа, сочетающая в себе элементы и проекта, и исследования. Это либо проект внутри исследования, либо исследовательская часть внутри проекта.
Индивидуальный проект – проектная, исследовательская или проектно-исследовательская учебная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении определённого периода.
Цель и задачи организации проектной деятельности
Основной целью проектной деятельности является развитие различных ключевых компетентностей (организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных) обучающихся, творческого, познавательного и коммуникативного потенциала личности.
Задачи
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов(учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
- развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление);
- развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
- расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
- расширение границ практического использования проектных работ, созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельности для школьников.
Возможные типы проектов
- информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы;
- практико-ориентированный, продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи;
- творческий, направленный на создание какого-то творческого продукта;
- социальный, который направлен на повышение гражданской активности.
Продукт проекта
Продуктом проектной деятельности может быть:
- письменная работа (инструкции, памятки, сценарий, книга, журнал (в т.ч. электронные, комплексы упражнений, технологии и т.д.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде фотоальбомов, газет, видео- и аудиозаписей и т.п.;
- материальный объект, макет или иное конструкторское изделие;
Отчетные материалы по социальному проекту – презентация, фотоальбом с комментариями или фотовыставка и т.п.
План-график проектно-исследовательской работы школьников
№ | Этап / срок | Содержание работы | Результат этапа |
1 | Подготовительный (сентябрь) | Определение примерных тем проектов и исследований, презентация их обучающимся. Закрепление проектов за участниками и руководителями. | Список тем исследовательских работ и проектов с указанием участников и руководителей проектов. |
2 | Погружение в проблему (1-2 недели октября) | Поиск и анализ проблемы. Актуальность исследования. Формулирование темы. Постановка цели и задач, объекта и предмета исследований, выдвижение гипотезы. Выбор «продукта». Ведение портфолио проекта или исследования. | Проектное задание. Портфолио проекта или исследования. |
3 | Планирование деятельности (3-4 недели октября) | Анализ проблемы. Планирование деятельности по решению задач проекта. Анализ ресурсов. Выбор способов и методов проектной деятельности. Составление плана работ. Распределение обязанностей внутри проектной группы. Назначение сроков промежуточного и итогового контроля. Определение метапредметных планируемых результатов. | План-график работы над проектом. |
4 | Проектирование (ноябрь, декабрь, январь) | Определение источников информации. Сбор и обработка информации. Выполнение заданий согласно плану-графику работы. Подготовка конечного «продукта». Оформление «продукта проекта». Уточнение информации. Оформление документации в соответствии с требованиями. | Пояснительная записка проекта или исследования. Продукт проекта. |
5 | Презентация результатов (3-4 недели января, февраль, апрель) | Подготовка докладов участников. Подготовка презентаций участников. Предварительная защита. Корректировка (при необходимости). Отбор работ на Фестиваль проектов. Презентация лучших работ на школьной апрельской конференции. Рефлексия. Участие в конкурсах проектных и исследовательских работ учащихся. | Доклад. Презентация. |
Представление результатов проекта или исследования
По результатам проектно-исследовательской работы представляется отчёт в виде пояснительной записки и публичной защиты перед комиссией.
Нормативные документы, регулирующие организацию проектной и исследовательской деятельности в школе
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 в ред. в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.
- Примерные основные образовательные программы http://fgosreestr.ru